Отзыв на дораму Mask

Оценка автора: 9/10
Дата написания:

Оцените отзыв

                                                                                                        "Откуда дровишки? — из лесу, вестимо" (классика).

Ньюабсурдизм - последнее веяние юго-восточного телевизионного кино. Не обошло оно и рецензируемую дораму "Маска".
  - Причем здесь вдруг абсурд? - озадачитесь Вы, - известно ведь, что "в абсурдистских пьесах мир представлен как бессмысленное, лишённое логики нагромождение фактов, поступков, слов и судеб" (Википедия), а значит, абсурдизм характеризуется, прежде всего, тем, что в произведении отсутствует сюжет как таковой. А в "Маске" он есть - не очень удачная попытка героини пожить чужой жизнью.
  - Да, но что означает такое понятие, как СЮЖЕТ? - спрошу и я. И тут же отвечу: "В настоящее время под термином «сюжет» обычно называют сам ход событий в произведении, а под фабулой понимают основной художественный конфликт, который по ходу этих событий развивается" (Википедия).
Таким образом, в постановках театра абсурда сюжетом можно назвать сам процесс нагромождения "фактов, поступков, слов и судеб", а "лишенное логики" бессмыслие во всем этом - фабулой.
Другими словами, абсурдизм - это басня без морали, или любой рассказ о Шерлоке Холмсе, но без пары последних страниц. 
Абсурдизм, как фабула кинопроизведения, характеризуется отсутствием не самого сюжета, а его обязательных элементов под названием "кульминация" и "развязка", без которых зритель не в состоянии связать просмотренные эпизоды в цепочку причинно-следственных отношений.
Но что будет, если в произведении сначала нагромоздить кучу несуразностей, таких же абсурдных событий и бессмысленных (немотивированных) поступков героев, а затем парой (якобы наспех приклеенных, но загодя заготовленных) страниц (эпизодов) придать некую видимость кульминации и развязки?
Вот именно! Получим то, что я называю ньюабсурдизмом. И разглядеть его достаточно легко: герои ньюабсурдисткой дорамы похожи на людей, которые заблудились как бы где-нибудь в лесу, причем, некоторые из них взобрались на деревья (дабы узреть спасительную тропинку), но вместо этого каждый из них в какой-то момент начинает рубить сук, на котором сидит. И пошло-поехало, ведь щепки полетели. Кто-то стал умолять опомниться, а кто-то притащил мото-пилу. А далее просто: треск сучьев, и тут же персонажи меняются местами: опять кто-то рубит свой сук, опять кто-то его уговаривает так не делать. Опять треск - опять смена позиций. Благо в лесу деревьев, как и героев, много. 
  - Но, практически, в каждой дораме есть персонажи, которые  ведут себя по глупому, - вполне резонно подметите Вы.
Если не брать в расчет отдельных персонажей (как правило, второго плана), периодически выходящих на сцену в качестве клоунов (для "разогрева" зрителя), то для главных героев жизнь есть жизнь. Кто подскажет им, как обойтись без ошибок? И тем более не обойтись, когда живешь чужой жизнью, но со старыми принципами (да и комплексы неполноценности никуда не делись). А они-то свои, так сказать, родимые, а значит, в любой момент ошибку жди! Главное здесь - успей на этих самых ошибках чему-то научиться, что обычно и делают герои (и не только корейского) кино. Например, попытка героини дорамы "Высшее общество" пожить чужой жизнь окончилась провалом, но научила (и саму ее, и ее партнера) правильно строить взаимные отношения, и новая жизнь героя дорамы "Мистер Бэк" тоже пошла на пользу, дав заглавному герою шанс наверстать упущенное, ну а триггерная жизнь героинь сногсшибательного сериала "Мой призрак" просто-таки освободила обеих из плена тьмы.
А вот героев-ньюабсурдистов жизнь ни чему не учит: уходит серия за серией, но злодеи злодействуют, юродивые юродствуют, а положительные герои пытаются положиться по-прежнему только на себя - никакой эволюции сознания! И лишь где-то поближе к концу сериала... по зрительскому хотению и авторскому велению - все хорошо, прекрасная маркиза.
И то не всегда! Вспомним заготовку "дров" главными героями драмы "Супер-папочка" или окончившиеся лишь пшиком бездумные метания героинь сериала "Богиня брака". А чего стоит финальный глюк у главной героини дорамы "Влюбиться в Сун Чон"? Глюк с долей черного юмора, ведь кому-то это диво покажется хеппи-эндом...
Примечательно и то, что с самого начала (чуть ли не на этапе экспозиции) герои подобных дорам начинают жить другой жизнью и делать то, чего не делали раньше. В большинстве случаев на таком переходном процессе и строится завязка, но она преподносится без логически обоснованной (в дальнейшем) развязки (которая тоже есть, но которая обусловлена волей автора, а не деяниями героев - "Ходят слухи", яркий тому пример). В результате имеем голову и хвост, но вместо рыбы имеем гибрид - к хребту привязано все, что угодно. А угодно все это, естественно, зрителю. 
Чем же еще отличаются дорамы ньюабсурдисткого толка?
Прежде всего, они характеризуются несуразностями, во все горло кричащими буквально с первых эпизодов. Этакий сюрреализм наяву. Например, в психоделической (как для зрителей, так и героев) комедии "Убей-Исцели" главный герой расщеплен на семь личностей, как бы иллюстрируя тезис "А я - семь_я", да и главная героиня детективного триллера "Она видит запахи" их и видит, но ничего не помнит из того, что было до того, зато ее партнер (полицейский) хотя и лишен тактильной чувствительности, но с удовольствием целуется с героиней, главный же злодей-маньяк не различает лиц, но каким-то непостижимым образом находит все-таки своих жертв.
Еще одна отличительная черта подобных дорам - много (до смешного продуманных) ляпсусов. Скажем, в дораме "Кольцо Руби" сценаристы попавших в автокатастрофу сестер поменяли местами  при помощи неких (на грани фантастики) пластических операций, но разницу актрис в росте (чуть ли не в 10 см) оставили на потеху зрителю (несуразности и ляпсусы "Маски" перечислять не буду, дабы не лишить Вас удовольствия самим это сделать).
Очень часто авторы ньюабсурдных дорам нарочито вставляют в свое варево символы или сценки из одно темных сериалов (с привкусом не то что пародии, быстрее, дружеского шаржа). Таким символом в "Маске" стали цвета платьев ("согласительный" белый и "отказной" красный), позаимствованные из дорамы "Кольцо Руби" (в которой именно цвет перепутанных платьев и стал причиной жизни чужой жизнью). И вставлено все это для того, чтобы намекнуть дотошному зрителю на некую общую фабулу, а значит, дать ему возможность извлечь и некую мораль. Мораль же басен такова: "в чужие сани не садись". Такая вот банальная мысль положена в основу общей для всех ньюабсурдных дорам фабулы абсурда.
Кстати о фабулах (а точнее, об их разнообразии) - если популярная Золушка иллюстрирует переход из грязи в князи, то неумирающие Принц и Нищий демонстрируют к тому же и обратный процесс. Поэтому в иеархии сюжетных типажей последняя фабула находится как бы этажом выше.
Другими словами, фабула под названием "Золушка" - частный случай (часть) фабулы "Принц и Нищий", а последняя, в свою очередь, тоже частный случай, но уже другой фабулы под (также условным) названием "Прожить чужую жизнь" (автор названия - не я, так выразился антигерой дорамы "Она видит запахи").
На плане прожигания чужих жизней дорама "Кольцо Руби" выглядит более интересно, чем сериал "Маска" (поскольку она реализует фабулу "Принц и Нищий" почти в полном объеме), но ее ньюабсурдистский характер становится более зримым при сравнении с аналогичной, но традиционной дорамой "Во всем блеске", хотя для меня, как зрителя, знакомство с новой тенденцией началось с дорамы "О-ля-ля, какая пара" (до одури абсурдной, но вызвавшей лишь ностальгию по нашей "Маргоше"). Что же касается "Маски", то ее, как реализацию фабулы "Золушка по неволе", удобнее сравнивать с "Невестой столетия".
Эти две дорамы имеют нечто похожее в общем, но расходятся в частностях. Например, на этапе завязки героиня "Невесты столетия" согласилась на одноименную роль из-за финансовых затруднений (вполне оправданный ход сюжета), а вот героиня "Маски" получила подобную роль только лишь под страхом смерти, заключив сделку с главным Злодеем. Кстати, в сцене этой самой сделки рвущийся на глазах Зрителя трос, который удерживал над ужасающим обрывом попавший в аварию автомобиль, придал смерти, ожидаемой героиней, статус "неизбежной". И именно неизбежность смерти сделала (в глазах Зрителя) телефонную сделку героини (по сути с дьяволом) абсурдной. Впрочем, также абсурдным был и сам контракт (который никто не собирался выполнять, но все могли ссылаться на него).
Если в дораме "Невеста столетия" все поступки основных персонажей мотивированы и развитием сюжета, и скелетом (не рыбы, а того, что в "шкафу"), то в "Маске" все герои ведут себя, словно, они не люди, а некие биороботы, зацикленные на выполнение одной единственной программы, точнее и одним словом, свихнувшиеся роботы. Проходит время (и не только эфирное), на экране мы зрим какие-то движения, некие события, меняются обстоятельства и люди, но персонажи тупо гнут линию, каждый свою. На минуту опомнятся, а потом опять - каждый за свое.
Если для "Невесты столетия" кульминацией стал побег героини (вкупе с попыткой самоубийства антигероини), а как развязка, обыгруется побег клубка красной нити, то в "Маске" кульминация (осознание Злодеем утраты единственного человека, который его любил таким, какой он есть) наступила после развязки (разоблачения козней антигероя и ухода антигероини в лучший мир). Поэтому-то "Невеста столетия" и воспринимается более реалистично (несмотря на мистическую составляющую), чем "Маска".
Ну а сама Маска, не только как символ, но и как неотъемный атрибут фехтования, олицетворяет защиту лица (неприкасаемости личности, если хотите) от возможных ран, в данном случае, главных Героинь обоих сериалов. Отсюда и вывод: Маски - не героини, а их партнеры (но не во всех перечисленных дорамах, в некоторых из них партнеры - груши для битья).
 
  - Причины появления ньюабсурдизма?
  - Погоня за Зрителем!
ИМХО: В настоящее время, судя по количеству просмотров, погоду в нем делают девочки-подростки, прям, как в Театре юного зрителя...
 
  - Смотреть или не смотреть?
  - Вы количество просмотров видели? Вы, что - изгой? Дайте возможность киногруппе поиграть с Вами.

P.S. Вместо кроссворда: какая из двух дорам ("Кто ты - школа 2015" и "Старшая школа - Время любви") больше овеяна духом ньюабсурдизма?


ИСТОЧНИКИ.

Энциклопедия Кольера:
 "Театр абсурда - тип современной драмы, основанный на концепции тотального отчуждения человека от физической и социальной среды".

Википедия:
 1. "Психоделия (от греч. душа + ясный):  фантасмагория наркотического транса... или какое-то очень странное явление, выбивающееся из обычного хода вещей".
 2. "Сюжет (фр. sujet, предмет):  ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении и выстроенных для читателя (зрителя) по определённым правилам демонстрации.
Обычно сюжет включает в себя следующие элементы: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и т.п. Сюжет — основа формы произведения".
 3. "Сюрреализм (фр. surrealisme — сверхреализм):  направление в искусстве. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм".
 4. "Типология сюжетов.
Предпринимались неоднократные попытки классифицировать сюжеты литературных произведений, разделять их по различным признакам, выделять наиболее типичные.
Французский исследователь Жорж Польти опубликовал в 1895 году книгу «Тридцать шесть драматических ситуаций», в которой свёл весь опыт мировой драматургии к разрабатыванию 36 стандартных сюжетных коллизий".
 5. "Триггер (триггерная система) — класс электронных устройств, обладающих способностью длительно находиться в одном из двух устойчивых состояний".
 6. "Фехтование - искусство наносить удары, не получая их".

Автор: slava1946
Аватар slava1946
Все отзывы slava1946 16
Все отзывы на Mask
Добавить отзыв

Вернуться к остальным отзывам


Дата публикации: 02.09.15

Меню