Отзыв на дораму Oasis (2002)

Оценка автора: 10/10
Дата написания:

Оцените отзыв

Оазис

Место обитания, до которого не каждому суждено добраться

 

Режиссёр Ли Чан Дон снял в 2002 году «Оазис», фильм о любви, один из самых запоминающихся фильмов. В его фильмах органично играют все артисты, и большие, и малые. В этом фильме созвездие из двух крупных корейских светил: Соль Кён Гу (Генерал) и Мун Со Ри (Принцесса). «Оазис» – мелодрама, драма о любви между девушкой больной ДЦП и вчерашним заключённым, вышедшим на волю после третьего срока. Кто-то дальше не захочет читать об этом фильме, не то чтобы ещё и смотреть. Принимаю эти чувства, потому что сама, читая синопсис, лишь из спортивного интереса (посмотреть все шесть произведений режиссёра) решилась. Не пожалела. И даже тяжело не было. А теперь считаю картину одним из лучших фильмов о любви, достижением режиссёра. Поначалу хотелось отвести глаза от мучительно беспорядочных движений девушки, но потом привыкла к ним, как привыкают родственники таких больных или, по-человечески, – должны привыкнуть.

Бывшего заключённого (Генерал) никто не встречает из тюрьмы, не угощает тофу, он вынужден искать его самостоятельно по магазинам, явно не желая возвращаться в тюремную среду. Люди на улице шарахаются от него как от чумного, так как в их уютно привычном мире он выглядит чужаком. Семья (мать, старший брат, невестка) огорчена возвращением проблемного сына, брата и деверя, лишнему рту и претенденту на метры небольшой жилплощади. Только у младшего остались тёплые чувства к среднему брату. Герой в начале фильма активно неприятен, зрителю невмоготу видеть ущербные бытовые привычки героя, но это невольная самозащита вчерашнего заключённого, как рефлекс, от взглядов людей из большого незнакомого мира.

Не соглашусь с характеристикой героя как слабоумного или умственно неполноценного (в подавляющем количестве рецензий из разных источников). Скорее здесь можно говорить об инстинкте человека, а не умственных способностях, так как человек возвращается из не слишком отдалённых мест, где можно выжить вероятнее всего за счёт инстинктов. Главное, что у него осталась совесть, а у подавляющего числа родственников и второстепенных персонажей фильма её уже нет. Они действуют из страха или используют шаблоны поведения.

Девушка (Принцесса) живёт одна в квартире под крышей. Её брат со своей женой передоверил соседке по дому редкий присмотр за несчастной родственницей, у которой единственно светлое общение – это игра с солнечными зайчиками; да постоянно включено радио, настроенное на волну с классической музыкой и познавательными передачами. Девушка с хорошим интеллектом, богатым внутренним миром, реалистичным пониманием о разнообразии жизни за стенами невольной тюрьмы. На стене спальни висит картина, на ней изображён оазис, который от начала и до конца останется важнейшим элементом фильма. В нём выражена философия (смысл) всего повествования.

Главного героя и девушку связывает несчастный случай в прошлом, иначе их никогда бы не свела вместе жизнь. Судьба, правда, на первых порах оказывается сущей злодейкой. То, что происходит во вторую встречу между героями, называется очень некрасивым словом и тянет на новую тяжёлую статью. Зритель в шоке и начинает, как семья, ненавидеть уже этого человека.

А дальше, как в теории Юнга: когда человек скатывается до дна, перед ним остаются лишь тьма и тупик, либо он должен повернуться и выкарабкиваться наверх. Вот и герой, опомнившись в своей животной темноте, давно не живший нормальной человеческой жизнью, прозревает от ужаса совершённого поступка, и потом постепенно восходит к истинному существованию, возрождая высшее человеческое в себе. В итоге помогает девушке изменить участь оставаться и дальше одиноким несчастным созданием.

Вместе с героями фильма мы оказываемся в разных ситуациях, узнаём о неблаговидных мотивах поступков родственников с той и другой стороны. Мы узнаём такие вещи о герое, которые меняют постепенно отношение к нему на лучшее. Заканчивается история для героя, к сожалению, логично и ожидаемо в наше прагматичное и лживое время. Но в жизни героини благодаря возлюбленному появляется свет и надежда.

Смысл фильма очень прост: надо оставаться человеком с совестью. Часто существование наше приземлено, а иногда безобразно и пошло. И мы привыкаем к этому. Но нам создателями фильма предложено вспомнить, что такое честь и достоинство, и разглядеть, и почувствовать, как просто и прекрасно ощущение жизни, свободы и полёта. А крылья даны от рождения каждому.

Почему режиссёром взята такая пограничная пара, которую сложно видеть романтическими возлюбленными? Мой ответ: им придумана метафорически заострённая ситуация, чтобы пережитые вместе с героями события помогли нам пробить брешь в наших закостеневших сердцах. Примите этот фильм как горькую пилюлю – залпом.

Где место обитания души? Тела находятся во вселенной, сердце в теле, душа, наверно, может находиться в сердце, но не в каждом сердце её можно отыскать.

Оазис в материальном мире – существование жизни посреди пустыни.

Оазис в духовном мире – место обитания души внутри пустоты.

За скобками.

Ассоциации с литературными произведениями, возникшие у меня во время просмотра: Чехов, Гоголь, Кафка. Объединяет героев этих писателей и героев режиссёра и писателя Ли Чан Дона то, что они из породы простодушных «маленьких людей». Принцесса и Генерал (прекрасно обыграны в фильме прозвища героев) – маленькие люди, детские души. А вокруг – мрачный кафкианский мир, внутри которого мечется солнечным зайчиком душа «маленького человека».

Автор: Тапа
Аватар Тапа
Все отзывы Тапа 7
Все отзывы на Oasis (2002)
Добавить отзыв

Вернуться к остальным отзывам


Дата публикации: 14.09.18

Меню