Отзыв на дораму GTO: Great Teacher Onizuka

Оценка автора: 10/10
Дата написания:

Оцените отзыв

Плесните мне в глаза водой, что я вижу: на ГТО нет ни одной рецензии? На ГТО?!
Простите мой крик души, просто для меня данное явление и впрямь оказалось неожиданностью.

Вторая неожиданность: множество комментариев вида "фэээ, что это за версия, что за актёр, новая лучше"...

Ну что ж, значит я буду на этом сайте первой - и с радостью расскажу про эту культовую дораму с восемнадцатилетней выдержкой. И как вино, с годами она не становится хуже, а как раз наоборот, приобретает новые оттенки вкуса.

Я не буду излишне ругать новую экранизацию: у неё своя аудитория, и она современнее-свежее. И, видимо, была нужна, чтобы как-то новое поколение привлечь к оригиналу... но до того, чтобы постоять рядом с этой экранизацией, новая версия, конечно, не доросла. Даже если и нравится кому-то больше (пусть я и не понимаю, как). По той простой причине, что уровень задействованных актёров в GTO 1998 и GTO 2012 не сравним. Одна версия выдержала испытание временем, что будет со второй по прошествии лет - большой вопрос. Рейтинги в родной Японии не сравнить: у GTO 1998 - 28,4% (35% у последних серий), у версии 2012 - 13,1%, у второго сезона и вовсе 6%. Почувствуйте разницу, как говорится.
Но при этом я не могу сказать, что GTO_2012 плоха. Нет, она просто... "рядовая". Писать про неё много не стану, хотя каких-то комментариев избежать всё равно не удастся, потому как вижу, что несправедливо обходят вниманием зрители той версии GTO 1998.


Сериал GTO 1998 года примерно настолько же легендарен, как и манга/аниме. Стоит сразу отметить, что это первая экранизация оригинальной истории, поскольку аниме вышло позже. Притом мимика Эйкичи срисована с мимики Соримачи Такаши, который персонажа воплотил так, что запомнился сразу всем. Соримачи Такаши - очень многогранный и сильный актёр, и сравнивать кого бы то ни было с ним на этой роли в общем-то бессмысленно.

Тех, кто с оригиналом не знаком, предупреждать мне не о чем: данный Онидзука показан к просмотру всем, кто считал Live-Action'ы несерьезными, полагал, что актёры там играть не умеют совсем и не стараются даже это делать. В GTO серьёзно играют все: начиная от юного Огури Шуна (он в 16 лет довольно забавен, но талант видно за версту) и заканчивая Ширакавой Юми, директором школы, у которой взгляды на педагогику весьма нестандартные.
И также показан всем, кто искал качественный и добрый сериал про школу. У японцев Онидзука - определённо один из родоначальников "учитель не как все, защищает трудных школьников и учит их социализироваться".

Если вы с оригиналом знакомы, являетесь его жгучим поклонником, ревностно охраняете образ Онидзуки-блондина и точное соответствие манге... то варианта у вас два: либо сразу проходите мимо, лишив себя одной из лучших постановок манги, либо вспоминаете, что на момент съёмок сериала в манге GTO не было ещё и ста глав (так что работали авторы с тем, что у них на тот момент имелось, а потому отклонения были неизбежны) - и отбросив предрассудки, садитесь наслаждаться просмотром. Вживую мне пока что не встречались поклонники оригинала, которые бы не оценили именно эту экранизацию =)
Да и отклонения с мангой были не во всём - это раз, во многом те отклонения были истории лишь на пользу - это два.

Теперь же о сути самой истории...

Когда смотришь на Эйкичи Онидзуку, то понимаешь, что, конечно, все учителя такими быть не могут и не должны. Да и сам Онидзука не столько учитель как проводник детей в мир научных знаний, сколько отличный наставник заблудших подростковых душ. Почему мне верится в "перевоспитание" героев в этой истории? Потому что они изначально не были плохими детьми. Потому что Онидзука прекрасно понимает их, ибо сам был сложным подростком в прошлом: соответственно, он лишен стереотипов и предрассудков многих учителей и родителей. Психика подростков неустойчивая и гибкая: и это тот материал, из которого можно "лепить", притом лепить практически что угодно. Это ещё не полностью сформировавшиеся личности, их раздирает море внутренних страхов и противоречий. Это те люди, на которых не стоит давить, но которых можно и нужно направлять.

На мой взгляд, сложно быть одновременно учителем-педагогом и наставником по жизни. Онидзуке удаётся как-то это сочетать, но и предмет у него не самый сложный: обществознание. А в реальной жизни хорошо было бы иметь такого человека в школе именно в качестве классного руководителя, который в самом учебном процессе не задействован. Однако он всегда будет готов выслушать своих учеников, понять их, помочь, вступиться за них - а если необходимо, то и образумить, и преподать урок (в отдельных случаях - и родителям тоже - возможно, с них вообще стоит начать). Онидзука это очень хорошо умеет, и этим особенно мне симпатичен. Он не просто выкрикивает клишированные речи о любви, дружбе, семейных отношениях, всепрощении и т.п.: он искренне и с полной самоотдачей влияет на всех, до кого может дотянуться, независимо от возраста и социального положения. Причём иногда жестко - но потому и действенно. Это подкупает. И если в начале ощетинившиеся, никому не доверяющие школьники воспринимают все его действия в штыки, то к концу сериала это уже одна команда, в которой ученики за своего учителя горой. Так же, как и он за них. Дружба здесь показана отлично, без излишнего надрыва и морализаторства: это тот случай, когда вечных ценностей отвешено было строго по рецепту, и мораль лишь украшала историю. Онидзука не идеален, но он полностью располагает к себе. Он знает и принимает, что не идеальны и другие. Он сражается за то, во что верит. Собственно, здесь, как и во многих старых японских дорамах, лейтмотив всего сериала - заглавная песня в исполнении самого Такаши Соримачи.
Эта песня называется "Яд". Целиком приводить смысла нет, думаю, что хватит и этих строк:

"И я не желаю, чтобы мной управляли отвратительная ложь и пустые слова.
Я не желаю прятать мои истинные чувства, отводя взгляд.

Мир, в котором ты не можешь сказать, чего желаешь,
Отравлен.
Я продолжу жить, не изменяя себе.

Скорее же голову подними!
Ведь для того, чтобы сохранить нашу гордость,
Мы должны сражаться!"

В этой дораме, в этой истории много жизненной силы. И несмотря на всю завязку "учитель - бывший участник уличной банды", она в разы реалистичнее многих других. У школьников-подростков во всём мире схожие проблемы. Это и невнимание родителей, и предвзятость учителей, и высокие ожидания, и гнобление одноклассниками, и вечные внутренние конфликты. Далеко не все вспоминают о школьных летах с теплотой - и тем особенно ценно, что Онидзука в стремлении восполнить в своей жизни данный пробел, создаёт хорошие воспоминания о школе своим ребятам. Это здорово - сохранить в памяти тёплые и яркие картины детства. Действительно, здорово.

Что касается актёрской игры и образов персонажей. Говорить об этом можно долго. Долго, много и хорошо. Персонажи живые, а самые вредные и окуклившиеся подростки отыграны крайне убедительно (в новой экранизации я им попросту не поверила, но, повторюсь, изначально разный уровень актёров). Некоторых персонажей в старой версии нет, как, например, любимой многими читателями и зрителями Канзаки Уруми (с другой строны, она в и в 2012, несмотря на своё наличие, мало ассоциируется с Уруми из оригинала). Её роль в чём-то на себя примеряет Нанако, которой в манге было всего ничего, но в дораме 1998 она одна из главных персонажей и первая ученица Онидзуки, с которой близко знакомится зритель. Её сыграла Кирари - и надо признать, образ вышел очень удачным.

Соримачи Такаши... эх, а я ещё не всё о нём сказала? Это очень, очень и очень хороший актёр. Я видела его во многих ролях, но в этой роли - впервые. И роль Онидзуки у меня всё ещё остаётся одной из самых любимых, так как Соримачи её прожил. Мне почему-то думается, что в GTO его прицельно позвали после Хироми в Beach Boys (у Хироми и Эйкичи много общих черт). В любом случае, человеку, который решение это принял, остаётся лишь поклониться. Я не удивлена, что Онидзука Соримачи влюбил в себя не только героев дорамы, но и зрителя. Он невероятно харизматичен и притягателен, он замечательно скрывает за дурашливым поведением серьёзную и мудрую сторону. Когда уже видел много сериалов и фильмов, можно лишь радоваться, что знаком с работами этого актёра. При всём том, что Акира  в новой версии справился с ролью... ну, неплохо, Онидзуку Соримачи переиграть невозможно. Он первым вдохнул в Эйкичи жизнь. Именно он задал тон всем остальным.

Если произведение названо в честь главного героя, то это должно быть объяснимо и понятно зрителю/читателю. Онидзука - тот самый случай, когда название полностью оправдывает себя. Это история о личности. Сильной, подающей пример, заметной. Онидзука и впрямь великий учитель, и ни к автору манги, ни к авторам сериала и к актёру относительно названия не возникает никаких вопросов. Именно Онидзука является центром, именно он меняет мир и людей вокруг себя, именно ему предстоит менять что-то и в сердце зрителя. Внимание и сопереживание сосредоточено именно на нём, как и должно быть, на мой взгляд. За это - отдельное браво. Не каждый актёр может так "попасть" на главную роль в подобном произведении.

Кто ещё в дораме особенно хорош и даже подал персонажа лучше, чем в оригинале - так это Мацушима Нанако в роли Фуюцки Азусы. В новой версии образ Азусы невыразителен чуть более, чем полностью, хотя, очевидно, ближе к оригиналу (но и в нём Фуюцки и то была более... живой, что ли). У Мацушимы же Фуюцки отличается. В начале дорамы принципиальная, строгая, вся из себя прилежная учительница-отличница, для которой шалопай типа Онидзуки - тот ещё раздражающий антисоциальный элемент, но которая, тем не менее, честна с собой и своими взглядами на мир. А потому, довольно быстро осознав истинную натуру Эйкичи, Азуса тоже отпускает свою маску "правильной девочки" и действует согласно велению сердца и собственным убеждениям, то есть на стороне Онидзуки в большинстве случаев. Хоть глупости иногда и творит. Их перебранки с Онидзукой в дораме - это что-то. В этой версии Адзуса не тихий-нерешительный персонаж, а очень яркая и заметная натура.

Да, сценаристы решили развить тонкие намёки манги и превратили отношения Онидзуки и Фуюцки в полноценную романтическую линию (при этом ничуть не испортив характеры персонажей, не замылив сюжет) с достаточно логичным завершением. И маленький интересный факт: иногда даже черствую меня пробивает на "актриса, да я б на твоём месте хватала такого и бежала" (тут был как раз такой случай) - и каково же было моё приятное удивление, когда я узнала, что Соримачи и Мацушима поженились спустя три года после выхода сериала. И вместе по сей день, у них две дочери -  так что совет им да любовь на долгие года! То чувство, когда ты смотрел на актёров и проникся их отношениями, а они и правда вместе по жизни пошли рука об руку. Для меня это стало приятным бонусом к романтике в сериале, возможно, эту искренность актёров почувствуют и другие зрители.

Что здесь ещё отличается от манги... в версии 1998 года нет Рюджи, друга Онидзуки. Здесь у нас Фудзики Наохито вида "два в одном" - И Саеджимы-полицейского, и Рюджи, что отражено даже в имени. В целом одного Фудзики Наохито хватает за глаза, ибо настолько он хорош, и настолько его замиксованный образ уместен. С вводом Рюджи в новой версии необходимость в отдельной (изначально третьестепенной) роли Саеджимы отпадает, так что несмотря на мою симпатию к Ямамото Юске, могу лишь сказать, что в 2012 его персонаж скорее лишний. А тут всё на местах и ровно в тех количествах, в которых нужно. С Соримачи Фудзики в кадре взаимодействует отлично.

Сонм актёров-подростков. Запоминались если не все, то большинство. Про Кирари я уже упоминала: её Нанако - одно из украшений дорамы. Симпатичная, вздорная, непослушная, всегда готовая подстебнуть самого Онидзуку и своих одноклассников, и при этом защитница правды номер один. Актриса очень обаятельная. А ещё замечательно поёт - даже исполнила в дальнейшем первый эндинг к аниме GTO.

Мураи и Мияби мо-ло-дцы. Поскольку долгое время "зло" в классе исходит от них, надо было постараться сыграть подростковую озлобленность и обиду так, чтобы в неё поверилось - и им это удалось. Особенно хороша Мияби. То, как цинично она порой действовала, не может не восхитить (в плане подачи поступков героини актрисой). Мураи в новой версии был... и смех и грех, простите, поверить, что такой мальчик в состоянии наводить ужас хоть на кого-то, не получалось. В 1998 Мураи как раз производит впечатление трудного и конфликтного подростка, и в то же время актёру хорошо удалась и другая, мягкая сторона его образа. А какая в этой версии у Мураи мама... Ммм, знойная женщина - мечта поэта!

Кубозука Ютака. Уххх, боюсь сорваться на прицокивание - ибо хорош, чертяка. Смотришь на его саркастичного флегматичного гения Кикучи - и веришь, что и актёр в реальности такой. Справлялся тоже за двоих: и за себя, и за отсутствующую Уруми.

Огури Шун в роли забитого всеми Нобору, который после Онидзука-терапии выступает против своих мучительниц и постепенно социализируется - юн и не так пока опытен в игре, но уже запоминается.

Да и в целом стоит заметить, что актёры-школьники, несмотря на свой юный возраст, все справились с ролями прекрасно. Отбор, что ли, в 90-е на роли был лучше? В новой экранизации мне из школьников запомнились исключительно Хонда Цубаса (Уруми) и Кавагучи Харуна (Мияби), остальные лица просто слились. Я действительно не понимаю, как можно сравнивать версии в этом отношении: пусть новый GTO богаче и современнее, но актёры не дотягивают до старой школы, а часть школьников ещё зелёная в игре совсем. В версии 1998 года проблем с "поверить актёрам" нет. Драма и комедия реалистичны, нет эффекта натянутости.

И это я не про всех ещё сказала, обошла вниманием остальных учителей и семью завуча... ну честное слово, в этой дораме хороши все!

Из забавных моментов: ох, эти дорамные пасхальные яйца. Тут вам и Эсуми Макико в финале в роли медсестры и шутками в сторону OverTime, и плакат с Такеноучи Ютакой (партнёр Соримачи по Beach Boys) в качестве идеала мужчины на стене у Фуюцки в комнате. Люблю такие веселые режиссёрские отсылки, спасибо авторам за них.

По поводу вышедших в дальнейшем спешала и фильма: спешал продолжает историю сериала и включает в себя весь основной каст, так что к просмотру рекомендован, фильм же вида: "Онидзука едет перевоспитывать школьников на Окинаве" - ну, тоже неплох, но сериалу всё-таки несколько уступает, да и из всего каста там остаётся один лишь Онидзука, вроде).

Пытаюсь подытожить мою длинную простынь: GTO 1998 - это, действительно, классика. Если вы уделяете особенное внимание японским сериалам, то не проходите мимо. Эта история прошла испытание временем, она действительно хороша. Сама я смотрела её, кажется, трижды. Скажу честно: пусть это и кажется слишком идеалистичным, но я полцарства отдала бы за такого учителя-наставника по жизни. За такого друга. Если бы в каждой школе было хотя бы по одному Онидзуке, то мир стал бы лучше, однозначно. Пусть оно где-то и и преувеличено и выглядит слишком хорошо... но это безумно трогательная и добрая история. А у Онидзуки, и правда, есть, чему поучиться. Нам всем.






Автор: Jozephina
Аватар Jozephina
Все отзывы Jozephina 85
Все отзывы на GTO: Great Teacher Onizuka
Добавить отзыв

Вернуться к остальным отзывам


Дата публикации: 17.01.17

Меню